Статьи о Витебском молодежном хоре
СПЕЛИСЬ ХОРАМИВ Витебске в канун празднования 65-летия Победы зазвучит белорусско-латышский хор
Музыка, творящая радость в душе
Музыка збліжэння і прымірэння
"Народнае слова", 9.07.2011.
Своеобразной увертюрой нынешнего фестиваля стал сольный концерт Дидье Маруани и группы «Спейс». Первые гости «Славянского базара в Витебске» устроили на сцене Летнего амфитеатра настоящее космическое шоу, которое выпало на купальскую ночь. Главная фестивальная сцена на два часа трансформировалась в космический корабль, а синтезатор – в пульт управления межзвездной ракетой. Лазерные лучи разрезали пространство и рисовали замысловатые галактические сюжеты. Для феерического действа из Москвы привезли гору аппаратуры. На мониторах время от времени появлялись лунные пейзажи. Именно с «Путешествия на Луну» начали музыканты свое покорение зрительного зала Летнего амфитеатра. Кто до этого не был поклонником Дидье Маруани и группы «Спейс», сразу поддался обаянию артистов и даже стал подпевать исполнителям, одновременно учась произносить незнакомые английские и французские слова. Когда же ветераны синтезаторной музыки запели одну из своих самых популярных композиций «Deliverance», написанную еще в 1978 году, зал встал. Дидье Маруани комментировал музыкальные композиции. Одну из них он посвятил своему отцу, который заметил в мальчике тягу к музыке и в свое время благословил Дидье на творческий полет. Теперь сам музыкант приветствует начинания своих маленьких сыновей. Кристофер и Рафаэль вышли с отцом на сцену и сыграли с ним на синтезаторах. Старший, Себастьян, тоже помогал во время концерта. Волновалась за кулисами и периодически спускалась в зрительный зал жена главного «космонавта» Римма. Прозвучала и композиция «Ура, Гагарин!», премьера которой состоялась около двух месяцев назад в Кремле на концерте, посвященном 50-летию первого полета человека в космос. Кстати, один из куплетов этой песни написал Кристофер Маруани. В Москве вместе с группой «Спейс» пел хор Александрова, в Витебске – молодежный хор под управлением Александра Раузо. Дидье Маруани сказал, что «Спейс» очень тепло встречали три года назад в Минске, «но публика в Витебске ни с чем не сравнится». В подтверждение его слов зрители долго не отпускали французского певца со сцены, и тот исполнял свои космические композиции на бис. Татьяна Пастернак, «НС».
"Витьбичи"
Воображаемые фантастами космические путешествия землян становятся реальностью XXI века. Правда, приобрести посадочный билет на корабль, следующий в далекие далека, и осуществить уникальный вояж пока может себе позволить исключительно обладатель миллионных капиталов. Однако ситуация резко меняется. И наличие у каждого желающего от 30 до 80 тысяч белорусских рублей — гарантия уникального «полета». Старт назначен на 6 июля в Витебске! Вечером Летний амфитеатр превратится в огромный космический корабль с 6,5 тысячи посадочных мест, который выйдет в открытое пространство легендарной французской группы Space!
В конце 70-х без модной музыки Space не обходилась ни одна советская дискотека, в середине 80-х завораживающие звуки этой первой западной группы, представившей советским людям зарубежную инструментальную электронную музыку, доносились из каждого окна. Музыку Space слушали даже советские космонавты, находившиеся на орбитальной станции «Мир»! И, пожалуй, нет ни одного человека, который не был бы знаком с чарующими инопланетными звуками синтезатора Дидье Маруани! Легендарного пионера электронной музыки, создавшего синтетический жанр, повторить который никому до сих пор не удалось.
И уже более 30 лет многочисленные поклонники готовы бесконечно слушать и смотреть музыку Space. Именно так, потому что жанр этой группы — неразрывное единство звука и света, которые в пространстве сцены сплетаются в фантастический узор.
Уникальным обещает быть лазерное инновационное шоу и в Витебске, устроители говорят, что такого концерта мы еще не слышали и не видели, собственно, это понятно, потому что так музыку играет и «показывает» только Space, когда световое представление помогает поддерживать «неземную» атмосферу.
Возможно, кто-то побывал на концерте группы Space и ее создателя Дидье Маруани в Москве. Он был приурочен к Дню космонавтики, 50-летию первого полета человека в космос. Тогда Дидье Маруани представил новую песню «Гагарин, ура!» Над ней также работал сын звезды Кристоф. Вот что любопытно, у «Гагарина» есть и свой автор русского текста — переводчица, поэтесса Любовь Воропаева. Дидье нравится исполнять произведение с хором, что придает ему размах!
Витебск не стал исключением в этом правиле. Через Дирекцию фестиваля «Славянский базар в Витебске» французский артист пригласил в концерт местный коллектив. Выбор пал на городской народный молодежный хор под управлением Александра Раузо.
Эксклюзивное исполнение композиции «Гагарин, ура!» витебским хором с французской звездой намечается, естественно, в рамках шоу Space.
— Партитуру произведения от Дидье Маруани мы получили на прошлой неделе, она очень удобна для пения, довольно проста, но весьма оригинальна, — поделился Александр Раузо. — Безусловно, работа предстоит большая, поскольку партитура предполагает участие двух солистов, женский и мужской голос, в фонограмму вкраплен голос Юрия Гагарина, его знаменитое «Поехали!» Мне с согласия автора необходимо будет выполнить аранжировку, поскольку у Маруани поет мужской хор, а наш — смешанный. Работа предстоит интересная. Наш хор за свою историю, пожалуй, впервые будет исполнять композицию со звездой такого уровня. И вообще, у французов интересная музыка, а знакомство с творчеством легендарного музыканта и сотрудничество с ним — отличный опыт для коллектива. Надеюсь, что все получится!
Space уже близок к Витебску, Маруани ведет переговоры с Раузо, амфитеатр готовится к «улету»!
"Витьбичи"
2—6 июня в Германии проходил VI Международный Harmony-фестиваль — один из самых известных и престижных праздников хорового искусства в Европе. Фестиваль проводится раз в шесть лет и всегда под патронатом канцлера Германии.
Ныне в нем приняли участие 180 коллективов из 35 стран. Беларусь представляли хор Белорусской академии музыки и впервые прославленный Витебский народный городской молодежный хор и группа Vit Vox (Витебский музыкальный колледж имени И.И.Соллертинского) под управлением Александра Раузо.
В конкурсной программе выступили хоры, вокальные ансамбли, фольклорные певческие и танцевальные коллективы.
На этом грандиозном хоровом форуме витебчане прекрасно выступили и вернулись домой с наградами. В номинации «Фольклорная музыка» молодежный хор, исполнявший белорусскую и русскую народную музыку, получил серебряный сертификат, а в разделе «Смешанные хоры» награжден бронзовым сертификатом. Эксперты особенно отмечали хороший звук витебского хора. Бронзовой награды удостоена также вокальная группа Vit Vox. Это успех!
Harmony-фестиваль, как отмечает Александр Раузо,— отличная творческая лаборатория, которая позволяет постичь живое звучание самых разных вокальных школ.
Наталия КРУПИЦА.
Человек года Витебщины-2010: Виталий Раузо
"Витьбичи"
Известие о том, что он удостоен звания «Человек года Витебщины» 2010 года в номинации «Культура, искусство, духовное возрождение», учителя хоровых дисциплин, хормейстера образцового хора витебской школы искусств №1, художественного руководителя народного городского молодежного хора Виталия Раузо настигло в аэропорту.
— Мне сообщили новость по телефону, когда я улетал в Германию, поздравляли коллеги. Это приятно, но, конечно, я до сих пор испытываю некоторое смущение, ведь в нашем крае очень много талантливых людей, вдохновенно работающих в культуре в самых разных жанрах, достойных этого звания. Что же касается моего опыта, наверное, так оценен творческий материал, накопленный годами, работа с хорами.
Нелегкое это дело — создать коллектив, окрылить его и вместе с ним достичь высот. А молодежный хор Витебска, созданный Виталием Раузо из числа выпускников хорового отделения школы искусств №1 в то время, которое вряд ли можно считать расцветом хоровой музыки, остается одним из интереснейших коллективов города на протяжении 20 лет. Именно такую дату празднует в 2011-м хор — лауреат международных и республиканских фестивалей и конкурсов, участник оригинальных музыкальных проектов. Напомним, в январе молодежный хор, представив программу, подготовленную дирижером Александром Раузо, стал лауреатом первой премии на международном фестивале духовной музыки «Серебряные звоны» в Даугавпилсе. А это хорошая иллюстрация того, что коллектив, который объединяет более 40 человек, и сегодня в отличной творческой форме.
— Фестивали — самый лучший способ общения музыкантов, а конкурсы подстегивают к обновлению репертуара. Но в нашем «багаже» достаточно много интересных произведений мировой классики, в том числе более тридцати крупных форм: оратории, кантаты, хоровые концерты, литургии, псалмы. Вообще, 20 лет хор исполняет сочинения зарубежных и русских композиторов прошлых веков, а также современников, народные песни, — делится Виталий Александрович. — Творческое общение с коллегами, гастрольные поездки дали нам возможность реализовать интересные проекты. В прошлом году хор записал в Германии Симфонию-кантату №2 Ф.Мендельсона-Бартольди, с хором города Даугавпилс под руководством Евгения Устинскова мы подготовили совместное исполнение «Реквиема» И.Брамса и с концертами выступили и в Даугавпилсе, и в Витебске…
— Виталий Александрович, а ведь эта традиция взяла свое начало в 90-х, когда народным молодежным хором были исполнены «Рождественская оратория» Баха вместе с хором «Канторай» из Германии, другие произведения с Минским камерным оркестром, Смоленским оркестром. Какие надежды на этот год?
— Сотрудничество с Евгением Устинсковым продолжается, наши коллективы готовятся совместно исполнить «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова — это 26 произведений, они только на первый взгляд несложные, на самом деле даже профессиональные хоры отказывались от их исполнения. Но мы беремся. Концерт, во время которого музыка будет звучать два часа, планируем провести 30 апреля или 1 мая в Витебске.
Молодежный хор также готовится к участию в международном конкурсе хоровой музыки, который проводится раз в шесть лет в Линбурге. Уже сейчас на музыкальный форум подали заявки 173 коллектива. Это самый престижный конкурс в Германии, который поддерживает президент. Мы выступим в двух номинациях «Смешанные хоры» и «Народная музыка», а также вокальный ансамбль в своей номинации. Хочется показать хоровому сообществу нашу белорусскую музыку, оригинальные произведения.
Знаете, по-хорошему раздражает то, что у нас в Беларуси таких фестивалей не хватает. Весь мир понял, что хоровая музыка — жанр красивый и достаточно дешевый.
— Порадуйте нас, витебчан, концертом в честь дня рождения народного молодежного хора. Кстати, когда ожидается праздничная встреча?
— Думаю, что в сентябре-октябре такой концерт состоится. Сложно будет, но есть желание собрать на 20-летие человек двести, которые пели в молодежном хоре. Многие из них достигли высот. Ольга Киченко уже несколько лет солистка Мариинского театра в Санкт-Петербурге, там же поет Алексей Великанов, Инесса Бодяко возглавляет хор Белорусской академии музыки, Оксана Новикова — солистка областной филармонии, Александр Раузо преподает в музыкальном колледже, ныне дирижер молодежного хора… В концерте хочется многое показать из нашего репертуара — произведения прежних лет и новые. Дирижера пригласим из Германии.
— Виталий Александрович, вы недавно упоминали о том, что со временем руководство молодежным хором хотите передать Александру Раузо, который успешно работает с коллективом. Что оставите для себя, самое важное?
— Педагогическую деятельность, работу с детским хором в школе искусств, где первым в республике было открыто хоровое отделение. Дмитрий Кабалевский как-то говорил, что если запоет школа — запоет и народ. Мне бы этого очень хотелось. Стоило бы вернуться к областным и городским хоровым праздникам. А ведь так было в 70-е — 80-е годы, теперь, чтобы это возобновить, необходима государственная поддержка.

Виталий Раузо родился в Витебске в 1952–м. В детстве занимался спортивной гимнастикой. Затем перешел на конькобежный спорт, пробился в юношескую сборную области. Однако, несмотря на увлечение спортом, свою жизнь связал с хоровым искусством — стал хормейстером. Сейчас Виталий Александрович работает учителем в витебской школе искусств № 1, руководит городским народным молодежным хором, с которым гастролирует по Европе и участвует в международных конкурсах. Некоторые его воспитанники продолжают петь и сами преподают в Витебске, Минске, Санкт–Петербурге, Испании, Бельгии... Недавно Виталию Раузо присвоили почетное звание «Человек года Витебщины–2010». Хороший повод, чтобы затронуть вечный спор любителей классики и попсы, какая музыка для нас полезнее.
— Виталий Александрович, как получилось, что вы, такой в общем–то спортивный человек, увлеклись хоровым дирижированием?
— В 60–м году мы с матерью отдыхали в Батуми. Там я впервые увидел аккордеон. Он мне так понравился, что я начал просить родителей (кстати, не имевших никакого отношения к музыке) купить мне такой же. Мне, правда, приобрели маленький трофейный инструмент, на котором я и учился играть — брал частные уроки. В городе была всего одна музыкальная школа, и поступить в нее было неимоверно сложно! При тогдашней зарплате 85 — 100 рублей мои уроки ежемесячно обходились семье в 15 рублей. Деньги немалые. Но я учился усердно, легко подбирал по слуху популярные мелодии: «Кубинский марш», «В землянке», вальсы, французскую эстраду... Только спустя три года поступил в хоровую студию, где 5 лет занимался по классу аккордеона.
— Это правда, что еще не окончив музучилища, вы стали руководить вокально–инструментальным ансамблем?
— Да. Это был ВИА на фабрике «Знамя индустриализации». Ребята оказались старше меня на 2 — 3 года и очень ревностно отнеслись к художественному руководителю, который был второкурсником училища.
— А сами играли в ансамбле?
— В полупрофессиональном ВИА «Витебские верасы» при городском центре культуры, которым руководил Анатолий Менжинский. Я там играл на электрооргане. Интересная деталь: в составе скрипачом и вокалистом у нас работал Игорь Рыбак, отец Саши Рыбака. Того самого, который в 2009–м выиграл «Евровидение», выступая за Норвегию. В этом ансамбле меня заметил Юрий Грязнов, заслуженный работник культуры БССР, хормейстер хора мальчиков, и пригласил в 1973 году работать с хором девочек в СШ № 33.
— Но именно Грязнова вы сменили на посту главного дирижера сводного городского хора?
— Грязнов — личность замечательная. Он открыл в Витебске первое в БССР хоровое отделение при школе искусств, провел в 1974–м в областном центре первый хоровой праздник по принципу модных прибалтийских певческих фестивалей. В 81–м году, накануне такого же праздника, Юрий Григорьевич почему–то встал и ушел с заседания горисполкома. Там–то мне и предложили стать главным дирижером сводного городского хора. Если бы не поддержка педагогов и однокашников по минской консерватории, где я учился, ничего бы у меня не вышло.
— Почему, на ваш взгляд, сегодня хоровые праздники не так популярны, как 30 — 35 лет назад?
— После развала СССР хоровой жанр рухнул во всех республиках. Через некоторое время благодаря традициям и солидным денежным стипендиям его восстановили в Латвии, где сейчас могут собрать 19–тысячный хор. С другой стороны, от классики не получишь мгновенного, сиюминутного эффекта, на который нацелена популярная музыка. Да и без определенной подготовки зрителю не обойтись. К нам на фесты духовной музыки приходят разные люди. Некоторые через год–два встречают и говорят: «Какой замечательный был концерт!» Значит, все это время они «переваривали», работали над тем, что услышали.
— Складывается впечатление, что в Европе вы выступаете чаще, чем в Беларуси...
— К сожалению. Организовать гастроли хорового коллектива стоит больших денег. В Европе — в том числе. А наша дружба с хором «Канторай» из немецкого города Вецлар завязалась 19 лет назад. Тогда в Витебске только–только появился молодежный хор. На одну из его репетиций пришла Урсула Хайнеке, которая пела в «Канторай». Она хотела расширить культурные связи, возникшие благодаря белорусско–немецкому обществу, которым руководил завкафедрой немецкого языка витебского пединститута Владимир Попкович. Хор ей понравился, и после долгих согласований и репетиций нас пригласили в Вецлар на предрождественский концерт исполнить ораторию Баха. Тамошний дирижер никак не мог поверить, что 15 — 17–летние мальчишки и девчонки смогут спеть это сложное произведение на немецком языке. Но концерт прошел успешно. В Германии мы жили в семьях. После немцы приехали с ответным визитом. Так и дружим до сих пор. Хорами. Недавно я ездил провожать на пенсию 65–летнего дирижера из Вецлара. Кстати, в дороге и узнал, что удостоен звания «Человек года Витебщины».
— А чем объясните популярность хорового пения в Западной Европе?
— У нас для исполнения серьезных произведений обычно приглашают профессиональные коллективы. Их немного и заполучить их стоит больших денег. Например, когда мы хотели пригласить в Витебск хор Алексея Шута из Минска, чтобы исполнить литургию Павла Чеснокова, необходимые 3,5 миллиона рублей так и не сумели найти. В Европе зарегистрировано 60 тысяч (!) любительских хоров, а перед тем или иным важным концертом их «разбавляют» профессионалами. Любители обычно не стремятся к высоким результатам, к победам в конкурсах. Хор для них прежде всего — общение, выход в свет. После концерта обязательно следует фуршет. Угощение готовят обычно сами. Прагматичные европейцы просчитывают все. Например, когда мы ездили в Бельгию, гостиницу и ресторан оплачивали за свой счет. Благо билеты на нас, земляков Шагала (улыбается. — Прим. авт.), раскупают охотно.
— Каковы последние достижения ваших подопечных? К чему стремитесь?
— Осенью минувшего года в Германии молодежный хор участвовал в записи компакт–диска — исполняли кантаты Мендельсона и Баха. Недавно вернулись из Даугавпилса с международного конкурса. Там из 50 коллективов завоевали диплом первой степени, уступив только обладателям Гран–при — рижанам. Кстати, там, в Латвии, нашим хором дирижировал мой сын Александр. Он окончил Белорусскую государственную академию музыки. В конце апреля в Витебске хотим дать совместный концерт с хором из Латвии, а в июне нас ждут в Германии на самом престижном конкурсе этой страны. Там планируем выступить в номинациях «Смешанные хоры» и «Народная музыка». С интересом слежу за всемирной «олимпиадой» хоровых коллективов. В прошлом году она проходила в Китае. Участников туда выбирают по рейтингу. Беларусь, увы, пока не попадает. Надеюсь, временно. Правда, уровень «олимпиады» ни одному из коллективов без помощи серьезных спонсоров не вытянуть.
Фото автора и из архива Витебского народного молодежного хора. Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК
Дата публикации: 15.02.2011
Музыка над Двиной – Даугавой

В городе Даугавпилсе, который является давним партнёром в сфере экономического, социального и культурного сотрудничества, состоялась необычная и значимая акция – совместное исполнение одного из самых известных произведений Йоогана Брамса "Реквием”.
Подготовка проекта проходила на протяжении нескольких лет. Городской народный молодёжный хор УК "Музей "Витебский центр современного искусства” под руководством известного хормйстера и педагога Виталия Раузо, разучив хоровую партитуру, отправил своим колегам хору "Даугава” Даугавпилского Ценра латышской культуры (руководитель Евгений Устенков). А руководитель оркестра аккордеонов этого же центра, Татьяна Саратова сделала оркестровое переложение немецкого композитора.
Таким образом, все три коллектива по отдельности на протяжении года работали по отдельности. В течение двух дней 26 и 27 марта состоялись сводные репетиции. На языке музыки, коллективы не встречавщиеся ранее вместе, нашли творческое взаимопонимание.
И вот в Вербное воскресенье, 28 марта, в главном концертном зале Центра латышской культуры Даугавпилса сотоялось значительное не только музыкальное, но и культурное событие в жизни двух городов, объеденнённых одной рекой.
На столь важное событие откликнулись представители разных религиозных конфессий, руководство города, представители Белорусского консульства, музыкальная общественность.
Выступающие гости перед началом концерта особо подчёркивали, что такое исполнение не всегда могут исполнить профессиональные коллективы, так как такой проект требует больших финасовых средств и времени на подготовку.
Сводный хор, оркестр, солистка Елена Бореле под руководством витебского дирежёра Виталия Раузо исполняют «Реквием» Й. Брамса.
Мощное звучание сводного хора более 70 человек, своеобразное оркестровое звучание, усиленное контрабасами и литаврами, оказывают сильнейшее эмоциональное на слушателей. Сложное и большое по форме произведение исполняется на едином дыхании.
В финале концерта слушатели выразили бурными аплодисментами своё впечатление.
На этом проект не завершается. Накануне празднования Великой Победы в городе Витебске, в Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа 8 мая 2010 года состоится повторное исполнение «Реквиема» Й. Брамса. Музыкальная акция – концерт будет посвящён жертвам и участникам Великой Отечественной войны.
Гости из Даугавпилса примут так же участие и в других праздничных мероприятиях, посвящённых 65-й годовщине Великой Победы.
http://www.vitebsk.gov.by/ru/news/gorod?id=2735
СПЕЛИСЬ ХОРАМИ
Витебский молодежный хор под управлением Виталия Раузо вернулся из Даугавпилса, где коллектив выступил совместно с латвийским хором «Даугава».
Для совместного концерта было выбран «Реквием» Брамса, который, кстати, впервые исполнялся под аккомпанемент оркестра аккордеонистов. Это произведение, по словам Виталия Раузо, выбрано не случайно. Два года назад «Реквием» прозвучал в Германии в исполнении витебского и немецкого хоров. Теперь партнерами по сцене были латыши.
А 8 мая в театре имени Якуба Коласа состоится второе совместное выступление с коллективом из Даугавпилса. Возвышенная музыка Брамса, написанная в память о Шумане, услышат теперь и витебские поклонники хорового пения.
Татьяна Пастернак, «Народнае слова», http://nspaper.by/2010/04/06/spelis-xorami.html
В Витебске в канун празднования 65-летия Победы зазвучит белорусско-латышский хор
31 марта 2010 Культура
Диана КУРИЛО, БЕЛТА (TUT.BY)
Впервые в Витебске в канун празднования 65-летия победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками будет звучать сводный белорусско-латышский хор, рассказала корреспонденту БЕЛТА директор музея "Витебский центр современного искусства" Валентина Кириллова.
Музыкальный проект готовят городской народный молодежный хор Витебского центра современного искусства под руководством Виталия Раузо, хор "Даугава" даугавпилсского Центра латышской культуры, которым руководит Евгений Устенков, и оркестр аккордеонов центра под управлением Татьяны Саратовой. В исполнении 70 хористов, солиста и оркестра на сцене театра имени Якуба Коласа 8 мая будет звучать Немецкий реквием Иоганнеса Брамса.
К исполнению произведения, состоящего из семи частей, звучащих в совокупности около 80 минут, музыканты и певцы готовились на протяжении года. Причем каждый коллектив репетировал у себя на родине и лишь 26-27 апреля прошли первые сводные репетиции. Премьера состоялась в Даугавпилсе 28 апреля. По словам Валентины Кирилловой, успех был огромен. "Исполнения подобного рода сложны даже для профессиональных артистов, так как требуют значительных затрат времени и финансов, но любители справились с этой задачей блестяще", - считает она.
Даугавпилсский хор "Даугава" примет участие и в праздничных мероприятиях, которые пройдут в Витебске в дни празднования 65-летия Великой Победы
Музыка, творящая радость в душе
Витьбичи (12.01.2010)
7 января, в день светлого Рождества Христова, в Национальном академическом драматическом театре имени Я. Коласа прошел традиционный праздник духовной музыки.
Рождественский концерт, который знакомит с шедеврами музыкального искусства от XVI века до наших дней, с различными жанрами духовного песнопения, по силе эмоционального воздействия на слушателя, пожалуй, остается непревзойденным. Одна из его примет на протяжении 15 лет — аншлаги, когда объединяются в стремлении к радости и добру, красоте люди разных возрастов, профессий, интересов.
Обращаясь к публике, настоятель Свято-Георгиевского храма Николай Коляда передал благословение владыки Димитрия, и пожелал, чтобы радость Рождества наполняла сердца людей весь год, светлая музыка звучала в душе, как и в этот день. Он также добрые слова обратил к художественному руководителю и дирижеру праздника Виталию Раузо, которого назвал радетелем возрождения певческой культуры, ее ревностным служителем и подвижником. Первый праздник духовной музыки в Витебске был действительно подвижническим. Он был организован по инициативе Виталия Раузо как благотворительный концерт, сборы от которого пошли на строительство Свято-Георгиевского храма. Кстати, с тех пор на афишах праздника духовной музыки изображен именно этот храм.
Нынешний концерт по традиции открылся прологом и выступлением сводного хора, а в целом в проекте приняли участие одиннадцать хоров и ансамблей из Витебска, Полоцка, Орши. Коллективы представили новые произведения, которые подготовлены за год. И как всегда, в рождественском концерте — свои изюминки. Впервые в прологе порхали на сцене «ангелочки» из хореографического ансамбля «Зорька», выступили солисты филармонии Оксана Новикова и Ирина Гракова, прозвучали и премьеры — прокимен на Рождество «Вся земля да поклонится тебе», написанный преподавателем музыкального колледжа имени И. Соллертинского Александром Раузо, в исполнении народного городского молодежного хора (х/р В. Раузо) и «Многая лета» Алексея Ляхновича, преподавателя ДМШ№1, в исполнении сводного хора.
Некоторые коллективы, участники праздника в театре, 8 января выступили с концертом в духовном училище.
Праздник духовной музыки устроен управлением культуры облисполкома и отделом культуры горисполкома, областным методическим центром народного творчества, Витебским центром современного искусства, Витебским епархиальным управлением.
12.01.2010, Наталия КРУПИЦА.
Вецлар 2005
"Лiтаратура i мастацтва"
Музыка збліжэння і прымірэння
02.10.09
— Распавядзіце, калі ласка, з чаго пачыналася супрацоўніцтва? Урсула Хайнеке: Уладзімір Антонавіч прыехаў да нас у Вецлар з дэлегацыяй з Савецкага Саюза.
Было гэта ў 1989 годзе.
Мы разгаварыліся пра тое, што можам зрабіць для збліжэння нашых народаў.
І вырашылі, што двухбаковыя сувязі магчыма развіва